Четверг, 25.04.2024, 12:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Сухаренко Евгении Петровны

Меню сайта
Наш опрос
Кто Вы, уважаемый посетитель?

Всего ответов: 59
Посещение сайта
счетчик посещений
Статистика сайта
Время жизни сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы по предметам

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
[ Скачать с сервера (130.1 Kb) ] 12.07.2014, 14:38

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературному чтению  (1 класс)

Нормативно – правовая база.

         Рабочая программа    по  литературному чтению  для 1 класса  разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, авторской программы по литературному чтению для 1 класса Л.А. Ефросининой, М.О. Омороковой,  образовательной программы школы на 2013-2014 учебный год.

       Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

      Рабочая программа  реализуется на основе  УМК  «Начальная школа XXI века»): учебники Ефросининой Л.А. Литературное чтение,   «Букварь» в 2-х частях (авторы Журова Л. Е., Евдокимова А. О.); рабочая тетрадь «Литературное чтение: 1 класс» (автор Л.А.Ефросинина) -  М.:  Вентана – Граф,2013 (УМК «Начальная школа XXI века»).

        Основная цель курса литературного чтения — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, пони­мать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссозда­вать в своём воображении прочитанное (представлять мыслен­но героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

 -  обеспечивать полноценное восприятие учащимися литера­турного произведения, по- нимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формули­ровать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятель­ность в процессе чтения, учить работать в парах и груп­пах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универ­сальных учебных действий. Читательское пространство в на­шей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка»
в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

 

 

Изменения, внесенные в рабочую программу.

 

             Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса полностью соответствует авторской программе и УМК «Начальная школа XXI века». В период  обучения  грамоте  1ч в неделю  проводится урок литературного слушания, после обучения  грамоте – 4 ч в неделю уроки литературного чтения,  включающие в себя  уроки  слушания и работы с детскими книгами. В  первом  полугодии  предмет «Литературное чтение»  входит в курс обучения грамоте и обеспечивается учебником «Букварь»,  затем уроки  литературного чтения   проводятся   по  учебнику «Литературное чтение. 1 класс»

 

Содержание Рабочей программы.

Раздел

Учебный материал

Кол-во часов

Требование ФГОС

Учебн.унив

Предметные

знать

уметь

Добукварный период

Введение понятия «предложение».

 Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».

Рассказ по сюжетной картинке(2ч)

Интонационное выделение первого звука в словах.(2ч)

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Звуковой анализ слова «мак».

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

Рассказ по сюжетным картинкам.

Интонационное выделение звуков в словах. Работа со схемой слова

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Рассказ по сюжетной картинке.

Интонационное выделение первого звука в словах.(2ч)

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Звуковой анализ слова «мак».

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

Рассказ по сюжетным картинкам.

Интонационное выделение звуков в словах. Работа со схемой слова

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

13

 

Звуки: гласные и согласные, их характеристику. Понятия:

слово, предложение, текст. Русский алфавит.

Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов.

 

Букварный период

Знакомство с буквой «А, а».

Знакомство с буквой   «Я»

Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]).

Знакомство с буквой «О, о».

Знакомство с буквой «Ё, ё».

Буква «Ё» в начале слова.

 

Обозначение звуков [й] и [о]

Знакомство с буквой «У, у».

Знакомство с буквой «Ю, ю».

Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]).

Знакомство с буквой Э,э

Знакомство с буквой «Е, е».

Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]).

Знакомство с буквой «ы».

Знакомство с буквой  И    и.

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков  после твёрдых и мягких согласных звуков.(2ч)

Знакомство с буквой «М, м».

Знакомство с буквой Н, н.

Буква Н, н. Закрепление.

Знакомство с буквой «Р, р».

Знакомство с буквой «Л, л».

Знакомство с буквой «Й, й».

Введение понятия «слог»

Введение понятия «ударение»

Знакомство с буквой «Г, г».

Знакомство с буквой «К, к».

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

Знакомство с буквой З, з.

Знакомство с буквой С,с.

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

Знакомство с буквой «Д, д».

Знакомство с буквой Т, т.

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

Знакомство с буквой «Б, б».

Знакомство с буквой «П, п».

Сопоставление звуков [б] и [п] по звонкости-глухости

Знакомство с буквой В, в.

Знакомство с буквой «Ф, ф».

Знакомство с буквой «Ж, ж».

Знакомство с буквой «Ш, ш».

Сочетания жи, ши.

Знакомство с буквой Ч, ч.

Сочетания ча, чу, чк.

Знакомство с буквой «Щ, щ».

Чтение слов с ща,щу.

Знакомство с буквой «Х, х».

Чтение слов и предложений с Х, х.

Чтение слов и предложений.

Чтение стихотворений о Новом годе.

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. 

Разделительный мягкий знак.

Знакомство с особенностями «ъ».

Закрепление. Чтение слов с Ъ

Закрепление изученного. Чтение слов и предложений.(2ч)

51

 

Послебукварный период. Литературные произведения

Букварь 2 часть

Алфавит.Ты эти буквы заучи..."

С.Я.Маршак «Спрятался». В.Голявкин

Русская народная сказка «Привередница»

Три котенка». В. Сутеев

«Беспокойные соседки».

А.Шибаев

Про нос и язык».

Е. Пермяк

«Меня нет дома». Г. Остер

«На зарядку – становись»!

А.Шибаев

Познакомились». А.Шибаев

В.Бианки «Лесной колобок-колючий бок»

Как Никита играл в доктора». Е.Чарушин

«Всегда вместе». А. Шибаев

Ш.Перро «Красная шапочка»

Маленький тигр» Г. Цыферов

Кто?» С.Чёрный

«Середина сосиски.» Г. Остер

«Жадина». Я. Аким

«Если был бы я девчонкой»…

Э.Успенский

«Рукавичка». Украинская

народная сказка

Потешки.Пословицы и поговорки

Спускаться легче».

Г. Остер

«Под грибом»

 В. Сутеев

«Что за шутки»? А.Шибаев

«Хорошо спрятанная котлета». Г.Остера

.Блок «Зайчик»

«Как меня называли». Б. Житков

«Большая новость». А.Кушнер

«Как поросенок говорить

научился». Л. Пантелеев

«Яшка». Е.Чарушин

«Что я узнал»! А.Кушнер

Г.Скребицкий «Мать»

М.Пришвин «Лисичкин Хлеб»

«Медвежата». Ю.Дмитриев

«Медвежата». Г.Снегирёв

Растеряшка». М . Карем

«Заколдованная буква». В.Драгунский

«Ступеньки». Н.Носов

Е.Пермяк «Пичугин мост»

Горячий привет». О.Дриз

«Привет Мартышке» (отрывок) Г.Остер

Зайчата». Е.Чарушин

«Сорока и заяц». Н.Сладков

«Лиса и заяц». Н.Сладков

«Затейники». Н.Носов

С.Баруздин «Веселые рассказы

«Людоед и принцесса, или Всё

наоборот». Г.Сапгир

«Про мышку, которая ела

кошек». Дж.Родари

«Ёж» (отрывок). А.Толстой

«Волк ужасно разъярён»…

В.Лунин

«Зелёный заяц». Г.Цыферов

Е.Благинина «Тюлюлюй»

«Он живой и светится».

В.Драгунский

Лиса и журавль. Русская

народная сказка.

Лиса и мышь. Н.Сладков

Лошарик

Г.Сапгир

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Картинки в лужах»

В.Берестов

38

 

Ориентировка в литературоведческих понятиях

Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация.

Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.

Читаем сказки, загадки, скороговорки

1.А.С.Пушкин

«Сказка о царе Салтане…(отрывок)

2.Русская народная

сказка «Пузырь, Соломинка и Ла-

поть».

3.В.Сутеев Кораблик»

Кир Булычев Скороговорка.

4.В.Сутеев.Палочка-выручалочка

5.В.В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадка.

 

3

Регулятивные учебные действия,

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и

чужое высказывание по поводу художественного произведения

Смыслообразование:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

 

Ориентировка в литературоведческих понятиях

Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение.

Проявлять интерес к словесному творчеству, принимать участие в коллективном сочинительстве стихов, потешек, небольших сказок и историй. Разыгрывать небольшие литературные произведения, читать текст по ролям, участвовать в театральных играх.

Учимся уму – разуму

1. К.Д.Ушинский

«Играющие собаки».

2. Л.Н.Толстой «Косточка».

В.А.Осеева «Кто наказал

его?».

3. И.Северянин «Её питомцы».

Е.Пермяк

«Торопливый ножик». Пословицы

4.Е.Пермяк. «Пичугин мост»

5.В.Осеева. Потерянный день.

6.В. Осеева Три товарища. Печенье

7.А.Барто. Я-лишний.

Я. Аким. Мама.

8.Н. Саконская..Мы с мамой.

9.Э. Успенский. Все в порядке.

10.М. Пляцковский. Добрая лошадь.

11.С.Баруздин. Веселые рассказы.

12 В.Осеева

«Кто хозяин?»,На катке.

13. В.В.Голявкин «Про то, для кого

Вовка учится».Пословица. Е.А.Пермяк «Самое страшное».

 

3

регулятивные учебные действия Участвовать в диалоге: понимать

вопросы собеседника и отвечать

на них в соответствии с правилами речевого общения.

Ценностно-нравственная ориентация :

формирование моральной самооценки;

Самоопределение:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

 

Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами.

 Умение узнавать произведения разных жанров.

Читаем  о родной природе

1. Л.Н.Толстой «Солнце и ветер»,

2.В.В.Бианки «Синичкин кален-

дарь».

3. Э.Мошковская «Лед тронулся»

4.. И.С.Соколов-Микитов «Русский

лес» (отрывок). Загадки, песенка-

закличка.

5 Русская народная песня

«Березонька». Загадка.

6. С.Я.Маршак «Апрель».

7. М.М.Пришвин

«Лесная капель».

8. И.Соколов-Микитов «Радуга»

Е.Трутнева «Эхо».

9. И.Шевчук «Ленивое эхо».

К.И.Чуковский

«Загадка

10.А. Барто. Весенняя гроза.

11 И.Соколов-Микитов «Май»

12. А.Плещеев

«Травка зеленеет».

13. Я.Тайц «Всё здесь».

Я.Тайц «По ягоды».

14. Загадка.

К.И.Чуковский

«Радость».

15.М. Есеновский. Моя небольшая родина.

16. «Волшебное письмо» Ю.Коринец

«Здравствуй, лето!»

Р.Валеева

17.В. Лунин. Я видела чудо.

8

Общеучебные познавательные универсальные учебные действия Формулировать вопросительные

предложения с использованием

вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему?

зачем?).

 

слушать  сказки,  рассказы,  стихотворения;

- читать  плавно  слогами  и  целыми  словами  вслух  небольшие  тексты;

- пересказывать  содержание  прочитанного  по  вопросам  учителя,  а  на  более  высоком   уровне – пересказывать  по  готовому  плану;

- знать  наизусть  2-3  стихотворения,  1-2  отрывка  из  прозаического  произведения;

- самостоятельно  читать  небольшие  по  объёму  произведения  (сказки, 

Читаем сказки, пословицы, считалки

1.М.Пляцковский

«Урок дружбы».

Пословица В.Орлов «Как малышу нашли маму».

2. А.Усачёв

«Грамотная мышка»,

М. Яснов. В лесной библиотеке.

3.Х.-К Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.

4. В.Сутеев «Цыпленок и Утенок».

5.С. Прокофьева. Сказка о том. Что надо дарить.

6.Д. Биссет. Дракон. Комодо.

7. Русская народная сказка Терешечка.

6

Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

Декламировать стихотворения.

Читать , осознавать прочитанный текст,

Отвечать на вопросы, используя текст

Читать по ролям, участвовать в драматизации

 

 

О наших друзьх животных

1. И.„Mазнин «Давайте дружить».

2. Ю.Коваль «Бабочка». Загадка.

3. С.В.Михалков

«Аисты и лягушки». Загадка.

4.В. Бианки. Лесной Колобок- Колючий бок.

5. Е.И.Чарушин «Томкины сны»,

И. Жуков. Нападение на зоопарк.

6. М.М.Пришвин «Ежик»,

Ю. Могутин. Убежал.

7. М.М.Пришвин. Норка и Жучка.

Б. Заходер. Ежик.

8.В. Саплина. Мушка.

9. Русская народная песня «Котик»Загадка.

10.Э. Шим .Глухарь.

11.Г. Скребицкий. Самые быстрые крылья.

12 Рассказы о животных.

13 А.Барто «Жук».

Н.Н.Сладков «На одном бревне».

Пословицы.

14. Русская народная сказка. Лисичка- сестричка и волк.

15.В. Орлов. Большие уши.

Е. Чарушин. Томка и корова. Загадка.

16.Г. Скребицкий. Мать.

17. В. Берестов. Выводок.

 

10

 

итого

 

132

 

 

 

 

На начальном этапе в 1 классе  используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

 В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

 

Содержание курса.

Аудирование (слушание). Восприятие литературного  произведения.

Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится».

Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текс та от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Универсальные учебные действия(УУД):

- воспроизводить прослушанные или прочитанные произведения разных жанров, слушать  и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;

- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

- понимать учебную задачу;

- отвечать на вопросы( по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие давать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);

-выделять положительных и отрицательных героев;

- овладевать алгоритмом учебных действий ( подготовка к выразительному чтению, чтению наизусть, чтения по ролям, пересказа подробного и краткого, характеристики героя, произведения, книги);

- строить высказывания, учитывающие разные коммуникативные задачи;

-ориентироваться в книге по названию, оглавлению, определять жанр, тему произведения;

-осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;

- различать произведения различных жанров;

- сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;

- прогнозировать содержание произведения или книги для чтения;

- составлять модели (моделирование обложек к произведению).

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Универсальные учебные действия(УУД):

- распознавать произведения фольклора по жанрам;

-усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;

- использовать в устной речи изученные  литературоведческие понятия.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями.

Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Универсальные учебные действия(УУД):

- понимать и формулировать творческую задачу;

-инсценировать сцены из сказок и рассказов;

-создавать истории с героями изученных произведений.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Универсальные учебные действия (УУД):

- находить информацию о героях произведения;

-вычленять основные события в произведении и устанавливать их последовательность;

- моделировать отношения между героями произведений.

      Межпредметные связи:

-с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений,

предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

-с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных

эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение

иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

-с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие

работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Количество учебных часов.

На  изучение  литературного  чтения  1  классе  отводится  132  часа  в  год  (33  учебные  недели  по  4  часа  в  неделю),  из  них  64  часа  на  I  полугодие (48 ч литературного чтения + 16 ч литературного слушания);  68  часов - на  II  полугодие ( 51 ч литературного  чтениия + 17 ч литературного   слушания).

На изучение литературного чтения  отводится 4 часа еженедельно. В букварный период проводится 1 урок литературного слушания в неделю. Во втором  полугодии  68 ч  литературного чтения, включая уроки литературного  слушания, которые проводятся также 1 раз в неделю.

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа.

 

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

32 ч.

28 ч.

40ч.

32 ч.

132 ч.

 

       Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 5 часов. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».

 

 

 

 

 

Информационно-методическое  обеспечение образовательного процесса

            1. Основные средства обучения:

  • Л.Е. Журова,  А.О. Евдокимова  Букварь :  1  класс:  Учебник  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений   в  2ч. -  М. :  Вентана – Граф, 2010.
  •  Л.А. Ефросинина  Литературное  чтение:  1  класс:  учебник  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений. -  М.:  Вентана – Граф,2010.
  • Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы /  Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012

            2. Дидактические пособия:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений  / Л.А. Ефросинина. -   М.:  Вентана – Граф,2013
  • Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания» (Автор Л.А.Ефросинина)
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки  слушания:1 класс: методическое пособие / Л.А.Ефросинина. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013
  • «Контроль и оценка по литературному чтению 1-4 класс» в 2-х ч. (Автор Л.А.Ефросинина) -  М.:  Вентана – Граф,2009.

            3.Методические материалы для учителя

  • Методическое пособие «Литературное чтение. 1 класс» (Автор Л.А.Ефросинина) -  М.:  Вентана – Граф,2010.

 

4. Раздаточный и иллюстративный материал

  • Портреты писателей (кабинет филологии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся     

Планируемые результаты обучения  

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

• понимать содержание прослушанных произведений;

• осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорка, загадка, песня, сказка) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение):

• читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;

• правильно называть про изведение (фамилию автора и заглавие);

• моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

 

Ученик получит возможность научиться:

• понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

• высказывать суждения о произведении и главных героев;

• узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

• оформлять информацию о произведении и книге в виде модели.

 

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

• определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых произведений;

• использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

• различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

• сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности.

 

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

• находить в тексте произведения сравнения, обращения;

• находить в тексте и читать диалоги героев;

• определять примерную тему книги  по обложке и иллюстрациям.



Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

• читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

• моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам;

• придумывать истории с героями изученных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

• иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

• инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

• создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);

• пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

 

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

• понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;

• находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном виде;

• определять тему текста;

• работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

• сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

• находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

• дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

• находить в тексте информацию о героях произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Способы и  формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Нормы оценивания по литературному чтению

     В 1 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

- умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение.
         При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
         Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
     В первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов). Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя(от10-15%).
        Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.
  

 Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

 

№ п/п

Компетенция. Вид проверки.

Время проведения.

1.

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка.

Октябрь-ноябрь

2.

Тест (вид текущей проверки)

Ноябрь-декабрь

3.

Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания.

В течение 2 четверти.

4.

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Текущая проверка.

Февраль

5.

Начитанность. Текущая проверка.

В течение 3 четверти.

6.

Начитанность. Итоговая проверка.

Май.

7.

Тест(вид итоговой проверки).

Май.

8.

Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания.

Май.

                                         

Классификация ошибок и недочетов.


Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости - произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;

- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты.
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценивание ответов учащихся по литературному чтению.

       Устный опрос   является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение

применять определения, правила в конкретных случаях.
      При оценивании ответа надо руководствоваться следующими критериями:
1.Полнота и правильность ответа;
2.Степень осознанности, понимания изученного;
3.Языковое оформление ответа.
 

 

 

 

Обязательный уровень

Возможный уровень

1четв.

2четв.

З четв.

4четв.

1четв.

2четв.

З четв.

4четв.

1 класс

-

10-15

15-20

20-30

-

20-25

25-30

30-35

 

 

 

 

Категория: Рабочие программы по предметам | Добавил: rosa
Просмотров: 2821 | Загрузок: 210 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сегодня на дворе
Аквариум
Игра "Пятнашки"
"Крестики-нолики"
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz