Пятница, 24.11.2017, 22:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Сухаренко Евгении Петровны

Меню сайта
Наш опрос
По какому УМК вы работаете?

Всего ответов: 39
Посещение сайта
счетчик посещений
Статистика сайта
Время жизни сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков, внеклассных мероприятий

Урок по окружающему миру, проведенный в 4 классе по теме "Когда дом становится опасным"
[ Скачать с сервера (2.14Mb) ] 11.07.2014, 23:10

Тема: Когда дом становится опасным. ( 1 урок )  (Огонь друг  или  враг)

Дата  проведения: 2 четверть.

Цели:

- довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем;

- обеспечить усвоение учащимися  правил пожарной безопасности, учить соблюдать их;

 - учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения;

- учить  давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Задачи:

1. Закреплять полученные знания и навыки обучающихся по правилам противопожарной безопасности.

2. Расширить  представления обучающихся об опасностях, связанных с огнем.

3. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

4. Развитие мышления,

 

Формирование УУД: 

- учащиеся получат возможность проявлять познавательную инициативу в оказании помощи при работе в команде;

- учатся контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий;

-   учащиеся сотрудничают с соседом в команде, умеют договориться и прийти к нужному ответу;

- анализ системы заданий, самоконтроль, коммуникативные умения, оказание взаимопомощи в условиях  групповой работы

 

Тип  урока: комбинированный

Методы: эвристический метод, исследовательский метод,

 

 

Оборудование: мультимедийное оборудование; выставка детских книг: Б.Житков: «Пожар в море», Л.Н.Толстой: «Пожар», С.Я.Маршак: «Пожар», «Кошкин дом», К.И.Чуковский: «Путаница»; В. Гальченко «Огонь невидимка»,  «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого; раскраска  пожарной машины и  пожарного – 23 шт.; кроссворды «Противопожарная безопасность»-6 шт.; комплект задания «Собери ромашку» - 6 шт.; клей-6 шт. 6 сигнальных кубиков;

- учебники: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – М.: Вентана - Граф, 2010, листочки для записей, таблички для выступающих учеников.

 

 Технологии: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии, интерактивные технологии, здоровьесберегающие  технологии, групповые формы обучения.

Ход урока

1. Организационный момент:

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Какой раздел мы изучаем? ( “Ты и твое здоровье»). О чем уже вы узнали в этом разделе?

- (О правилах здоровой жизни…)

- У:  Могут ли квартира и улица стать опасными для жизни?

- Вы дома должны были вспомнить сказки, в которых нарушены основы безопасности жизнедеятельности, что привело к печальным последствиям.  

Ответы обучающихся.

1. “Колобок”, “Приключения Буратино”, “Красная Шапочка”, “Кот, петух и лиса”

2. “Волк и семеро козлят”

3. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

4. “Спящая красавица”

5. “Снежная королева”

(чрезмерное доверие к незнакомцам)

(не открывай дверь чужим)

(слушай старших)

(будь осторожен с колющими и режущими предметами)

(нельзя цепляться за впереди идущий транспорт)

3. Сообщение темы и цели урока

У. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

Д. Корней Иванович Чуковский. «Путаница».

У. Может ли море гореть?

Д. Нет.

У. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в «Путанице»?

Д. Игра лисичек со спичками привела к пожару.

У. И вдруг заголосили :   «Пожар!

                                             Горим! Горим!»

        С треском, щелканьем и громом

        Встал огонь на новый дом,

        Озирается кругом,

        Машет красным рукавом.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. «Кошкин дом».

У. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

У. Что за дым над головой?

     Что за гром на мостовой?

     Дом пылает за углом.

     Что за мрак стоит кругом?

     Ставит лестницы команда,

      От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. «Дядя Степа».

У. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

У. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

 

- Определите тему нашего урока.

(Ответы ребят).

- Да. И тема нашего урока  … (слайд).

- Мы сегодня поговорим о пожаре.

– А как вы думаете, огонь – это друг или враг?(ответы детей)

- У нас две гипотезы. Появилась проблема. Одни ребята утверждают, что друг, другие, что огонь – враг. В конце урока мы должны разрешить эту проблему.

На  доске:

 

Огонь – друг

 

Огонь – враг человека

     и

   

или

- Для этого какой союз и знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз «и».

 

 «Огонь – друг и враг».

-  Огонь, ребята, и друг, и враг человека. Когда он - друг?

(Ответы детей)

 

– Какова цель урока? Продемонстрируем знания, умения и навыки обращения с огнём, узнаем новые сведения об огне, поучимся правильно действовать в случае пожара.

Отчего возникает пожар.

Как не допустить его возникновения.

Если случился пожар, то как себя вести.

 

           

Инсценировка (выходят Огонь и девочка)

Огонь (Егор):

Я - огонь, я - друг ребят.

Но, когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом.

 Спичка:

Человеку друг – огонь

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать,

От огня несдобровать!

Огонь:

Огонь силен – он может сжечь деревню,

Он беспощаден, зол, напорист, груб.

И сгубит он столетние деревья

Быстрее, чем умелый лесоруб.

Спичка:

Знайте, в гневе он сердит:

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом.

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

Огонь:

И там, где он проходит,

Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Недаром поговорка есть в народе:

«Бояться как огня».

Спичка:

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

Огонь:   Говорим огонь наш друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нём  забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнём.

Тут он страшен и суров-

И от дома куча дров.

 

У: - Поднимите руки, кто из Вас видел огонь? Какой он? Как он выглядит?

(Ответы ребят).

 

Выступление эксперта (Лиза) (слайд ):

 

                  -( с учебника с. 67) Примерно 2 миллиона лет назад на территории Африки появились первые люди. Сначала они не умели пользоваться огнем. Пожары, молнии, извержения вулканов вызывали у первобытных людей ужас, и они в страхе бежали от огня. Но со временем человеку удалось приручить огонь, подаренный природой (например, сохраненный после лесного пожара). Его берегли, постоянно поддерживали. Не удивительно, что того, по чьей вине костер затухал, ожидало суровое наказание.

                   Затем люди научились добывать огонь. Археологические  раскопки показывают, что более миллиона лет назад люди уже могли получать огонь трением деревянных дощечек друг о друга или высекая искру ударом камня о камень.

Работа по учебнику с рубрикой «Выскажем предположения» на с. 66.

– Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар» и скажите, кем почувствовала себя Лена, оставшись дома одна.

– Как  вы  думаете,  почему  произошла  эта  история?  Давайте  разбираться.

Работа в группах по учебнику (слайд )

              - Рассмотрите   рисунки   с. 68 и составьте на листочках памятку правил поведения , которые необходимо выполнять при использовании огня. Используйте подсказку (опорные  слова)

 

(Чтение рубрики «Обрати внимание» Чтобы не приключилась беда, крепко-накрепко запомните: если в доме возникает пожар, а взрослых нет, сразу убегайте. Выводите из горящего дома малышей. Никогда не прячьтесь в горящем доме и не пытайтесь тушить пожар самостоятельно. Когда вы будете в безопасности, звоните «01» и зовите взрослых).

 

 

 Сообщение  работника МЧС( Граубергер А.А.) , пожарного.

 

Учитель:

                     - Сегодня на уроке у нас присутствует эксперт по противопожарной безопасности. У него  есть для вас интересная и важная информация.

 

В 2001 г. пожарная служба переводится из МВД под руководство МЧС. На данный момент имеется 3 автоцистерны, оснащенных всеми необходимыми принадлежностями для эффективного пожаротушения ( в 1 машине 2,4 т воды), прикомандирован автомобиль быстрого реагирования(АБР), для ликвидации последствий ЧС. Начальник отдела  ….., на данный момент работает …. человека бойцов и водителей. + статистика пожаров в поселке и районе (погибли, получили травмы)

Раньше эта служба называлась: пожарная охрана, а теперь служба спасения – министерство по чрезвычайным ситуациям.

 

Раздать  детям «Памятка «Как вести себя на пожаре»

  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.
  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.
  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
  • Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
  • Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

 

Учитель:

- На борьбу с огнём направляются смелые и отважные люди. Они, бросаясь в огонь и дым, спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.

- Но отвагой на пожаре отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.

Ученик:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Учитель:

- Из какого произведения эти строки? (С. Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”) Слайд ...

- О пожарах много написано книг, снято фильмов и мультфильмов.

 

Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья!»

А теперь поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать: «Это я, это я, это - все мои друзья!», если согласны или

молчите, если не согласны.

- Кто задорный и веселый,  Верность правилам храня,
Бережет родную школу  От огня?

Ребята:

Это - я, это - я, это все мои друзья!

 

- Кто, услышав запах гари,

Сообщает о пожаре? Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

- Кто из Вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим!» Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

- Кто из вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём? (молчание)

- На привале кто в лесу жег засохшую сосну?

А потом так поспешил, что костер не затушил. (молчание)

- Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички? Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

- Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушел!  (молчание)

- Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

- Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по «04»? Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

- Кто соседской детворе  

 Объясняет во дворе,
   Что игра с огнем недаром  

 Завершается пожаром?

Ребята:

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Ведущий:

- Кто пожарным помогает,    

Правила не нарушает,
   Кто пример для всех ребят:   

 Школьников и дошколят?

Это - я, это - я, это все мои друзья!

 

Учитель: Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята  вблизи строений или строительных площадок. Нередко ребята играют на чердаках и подвалах жилых домов, балуются со спичками, не задумываясь о последствиях.

 

Игра «Чёрный ящик»  в  котором  лежат  предметы, связанные  с  пожарной  безопасностью.

- Назовите предметы, играть с которыми опасно, от которых может произойти пожар.

 

(Спички, зажигалка, газ, плита, электроплитка, свеча, бенгальские огни, электроприборы, лампочка и т.д. ).

Каковы «нельзя», которым необходимо подчиняться, чтобы избежать пожара?

(Вывесить причины пожара на доску, хором читаем причины).

Причины пожара:

      Нельзя играть со спичками.

        оставлять без присмотра электроприборы.

        Курить в постели.

        Разводить костры в близи строений.

       Сушить бельё над плитой.

       Включать в розетку 2 электроприбора большой мощностью.

        Захламлять чердаки, подвалы, пути эвакуации.

 

ФИЗМИНУТКА

Исходное положение: стоя у парты.

У. Если на мой вопрос  вы можете ответить «Я!» - то хлопаете    в  ладоши.

Если на мой вопрос вы мысленно  отвечаете : «Не я!» - то, присев, как бы прячетесь.

 

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

 

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над газом?

 

Столб огня чердак объял,

Кто там спички зажигал?

 

Побежал пожар во двор,

Это кто там жег костер?

 

Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег траву?

 

Кто бросал в огонь при этом,

Незнакомые предметы?

 

 

Стихотворение-памятка «Из-за чего может возникнуть пожар?»

1ученик: Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но может много сделать зла.

2 ученик: Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

3 ученик: Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый –

Наш надежный старший друг.

4 ученик: Если же большой огонь,

Дымом все объято,

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

5 ученик: Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

6 ученик: Не шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти.

 

Тест

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? (слайд )

а) Залить телевизор водой

б) позвать кого-нибудь на помощь

в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных

г) отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01

2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь? (слайд )

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ

б) пойду понюхаю, откуда пахнет

в) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04 и все это

буду делать, не включая света

г) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут

3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать? (слайд )

а) Убежать

б) закричать

в) вызвать пожарных

г) спрятаться

4. Телефон при пожаре (слайд ):

а) 03

б) 01

в) 02

г) 08

 Проверка тестов (слайд ). Самооценка

 Работа в группах. (Задания для каждой группы в конверте). Ситуации при пожаре. Ваши действия.

 

1.Что нужно сделать, если вы увидите, что начинается пожар?
(один ученик звонит по телефону, по номеру 01 и неправильно сообщает о пожаре. Кто его исправит?) – Говорить нужно чётко и быстро. (Сообщить что горит, точный адрес, назвать фамилию, если нет телефона позвать соседей или кричать с балкона).
(На экране высвечивается картинка и «01») – А как вы думаете, почему номер пожарной охраны такой простой? (Правильно, во время пожара дорожишь каждой секундой, ведь огонь не ждёт, а пламя может быстро разгореться. А номер «01» можно набрать даже в темноте).

2.У Вас загорелся телевизор. Ваши действия? (отключить телевизор от электросети, накрыть влажным одеялом, при необходимости вызвать пожарных).

3.В квартире неожиданно начался пожар. (На экране картинка: «Пожар в квартире»). Ваши действия? (Прячутся под стол и в шкаф, открывают окна, двери). Правы ли ребята?

4.На ребёнке загорелась одежда. Ваши действия (Начинают бегать по комнате). Как нужно правильно поступить? (Упасть на пол, землю, снег, траву), покататься, накрыть влажной тряпкой, бежать нельзя, огнетушителем тушить нельзя).

5.Как можно сообщить о пожаре?

( Кричать,  сказать взрослым)

Сигнал пожарной тревоги!!! ( включить)

6. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

                   (На доске:

  • Тревога.
  •  Вызов пожарной охраны.
  • Эвакуация.
  • Сбор ( место заранее должно быть согласовано).
  • Перекличка)

- В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

У. В каждом общественном месте есть « План эвакуации». Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

У. Рассмотрите « План эвакуации»; что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

 

– От чего чаще всего люди гибнуть? (от огня, дыма, ядовитых газов). Дым для человека представляет большую опасность. Как нужно вести себя если вы почувствовали запах дыма или вам нужно преодолеть дымное расстояние. (Ответы ребят).

Для этого нужно запомнить:

- если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись;

- при сильном дыме дышать через намоченную ткань;

- если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь ползком к выходу внизу меньше дыма;

- обязательно закройте дверь в комнату, где начался пожар. Закрытая дверь может задержать проникновение дыма, иногда может погасить огонь, если закрыты окна. Заткнуть щели под ней мокрой тряпкой. Можно водой облить дверь и пол.

– Какой можно сделать общий вывод?

(Экран – ВЫВОД: Ни в коем случае не поддавайтесь панике, не теряйте головы, не выпрыгивайте из окна).

Работа в группах «Собери ромашку»

Каждой команде предлагается  комплект: зеленый и красный круги – серединки для ромашки, клей, набор лепестков с разными высказываниями:

- дети поджигают сухую траву

- дети под кроватью, задымился телевизор

- елку украшают свечами

- оставленный без присмотра включенный утюг

- дети около елки зажигают бенгальские  огни

- елка установлена на полу

- дети играют в комнате

- мальчик набирает по телефону 01

- выбегая из горящей комнаты, ребенок закрывает рот т нос платком

- дети вместе со взрослыми зажигают на улице фейерверки

 ( дети собирают «опасную»  ромашку  с  красной  серединкой и «безопасную» ромашку с зеленой серединкой.  Выполненные ромашки прикрепить  на доску)

       Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?
Какое задание понравилось? Почему?
Какое задание показалось наиболее сложным?

 

Учитель: Подведите, дети, итог:

Что вам дал безопасности урок?

Как пожара избежать?

Можно ли с огнем играть?

Ученик (Настя): Без огня на свете плохо:

                            Ни согреться, ни сварить.

                            В общем, без огня, наверное,

                            Человеку не прожить.

                            Дом огонь нам освещает,

                            Металл плавить помогает,

                            С ним уютней и теплей.

                           Огонек, свети скорей.

                           Говорим: «Огонь наш друг!»

                           Но врагом он станет вдруг,

                           Если мы о нем забудем.

                           Отомстит он сразу людям.

                           Пожалеете о том,

                           Вы в сражении с огнем.

- Д/з

Подобрать загадки  на тему «Освещение, огонь, тепло», раскрасить пожарную машину и пожарного. Составьте высказывания на тему: « Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?»

- Нашему гостю большое спасибо за его нужный, нелегкий и опасный труд. Спасая наши жизни, они не щадят своих. Многие писатели и поэты посвятили книги этим героям. (Знакомство с выставкой книг).

 

Наша встреча   не прошла даром. Мы научились видеть пожарную опасность у себя дома; отработали правильность вызова пожарных, т.к. каждое промедление  стоит смерти людям.

   

Категория: Разработки уроков, внеклассных мероприятий | Добавил: rosa
Просмотров: 3968 | Загрузок: 534 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сегодня на дворе
Аквариум
Игра "Пятнашки"
"Крестики-нолики"
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz