Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Математика» (1 класс)
Нормативно – правовая база.
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), авторской программы по математике В.Н. Рудницкой «Математика» (Рудницкая В.Н.: программа: 1-4 классы / В.Н. Рудницкая. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012 класс»), образовательной программы школы на 2013-2014 учебный год.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Авторской программе соответствует учебник Рудницкой В.Н. Математика; 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева - –.: Вентана –Граф, 2011/, (УМК «Начальная школа XXI века»).
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации ( фактов, оснований для упорядочивания, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира ( умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, алгоритмического и знаково-символического мышления,
- развитие пространственного воображения и познавательных способностей;
- формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявление и развитие математических и творческих способностей на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
- формирование набора необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
-способность характеризовать собственные знания по предмету, под руководством педагога формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть ими успешно решены, познавательный интерес к математической науке. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 0 до 20;
- названия и обозначения действий сложения и вычитания;
- таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания на уровне автоматизированного навыка
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
Изменения, внесенные в рабочую программу.
Рабочая программа по математике для 1 класса полностью соответствует авторской программе В.Н. Рудницкой
Содержание Рабочей программы
(обязательный минимум содержания учебного предмета)
Структура курса:
1. Первоначальные представления о множествах предметов ( 5 ч.)
2. Число и счет. Арифметические действия ( 53 ч.)
3. Свойства арифметических действий ( 35 ч.)
4. Прибавление и вычитание чисел первых двух десятков ( 8 ч.)
5. Сравнение чисел ( 13 ч.)
6. Прибавление и вычитание чисел 7,8 и 9 с переходом через десяток ( 7 ч.)
7. Выполнение действий в выражениях со скобками ( 3 ч.)
8. Симметрия ( 6 ч.)
9. Повторение ( 2 ч.)
Раздел программы
|
Программное содержание
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов
|
Предметы и их свойства
Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством
|
Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.
Выделять из множества предметов один или несколько
предметов по
заданному свойству
|
Отношения между предметами,
фигурами
Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты)
|
Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.
Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке
увеличения или уменьшения.
Изменять размеры фигур при сохранении других признаков
|
Отношения между множествами предметов
Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше,
меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов).
Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел
|
Сравнивать два множества предметов по их численностям путём
составления пар.
Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем;
меньше, чем; столько же; больше на; меньше на.
Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в
порядке увеличения или уменьшения).
Называть число, которое на несколько единиц больше или
меньше данного числа.
Выявлять закономерности в расположении чисел и решать
обратную задачу: составлять последовательность чисел
по заданному правилу.
Моделировать: использовать готовую модель
(граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений,
в которых находятся данные числа, либо строить модель
самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел
|
Число и счёт
|
Натуральные числа. Нуль
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами.
Число и цифра 0 (нуль).
Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.
Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)
|
Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке.
Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые
результаты.
Различать понятия «число» и «цифра».
Устанавливать соответствие между числом и множеством
предметов, а также между множеством предметов и числом.
Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.
Характеризовать расположение чисел на шкале
линейки (левее, правее, между).
Сравнивать числа разными способами (с помощью
шкалы линейки, на основе счёта)
|
Арифметические действия
и их свойства
|
Сложение, вычитание, умножение
и деление в пределах 20
Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.
Практические способы выполнения действий.
Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)
|
Моделировать ситуации, иллюстрирующие
арифметические действия.
Воспроизводить способы выполнения арифметических
действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).
Различать знаки арифметических действий.
Использовать соответствующие знаково-символические
средства для записи арифметических действий.
Уравнивать множества по числу предметов; дополнять
множество до заданного числа элементов.
Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек
|
Число и счёт
|
Сложение и вычитание
(умножение и деление) как взаимно обратные действия
Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; -соответствующие случаи вычитания.
Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.
Правило сравнения чисел с помощью вычитания.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
|
Моделировать зависимость между арифметическими действиями.
Использовать знание десятичного состава двузначных
чисел при выполнении вычислений.
Воспроизводить по памяти результаты табличного
сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания.
Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать
удобные способы для выполнения конкретных вычислений.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и
исправлять вычислительные ошибки.
Формулировать правило сравнения чисел с помощью
вычитания и
использовать его при вычислениях.
Выбирать необходимое арифметическое действие для
решения практических задач на увеличение или уменьшение
данного числа на несколько единиц
|
Свойства сложения
и вычитания
Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.
Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.
Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками
|
Формулировать изученные свойства сложения и
вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.
Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях,
содержащих два действия и скобки
|
|
|
Величины
|
Геометрические величины
Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:
1 дм = 10 см.
Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида
1 дм 6 см = 16 см,
12 см = 1 дм 2 см.
Расстояние между двумя точками
|
Различать единицы длины.
Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.
Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.
Оценивать на глаз расстояние между двумя точками,
а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой
измерением
|
Работа с текстовыми задачами
|
Текстовая арифметическая задача и её решение
Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.
Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).
Запись решения и ответа.
Составная задача и её решение.
Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.
Изменение условия или вопроса задачи.
Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями
|
Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста,
представляющего арифметическую задачу.
Обосновывать, почему данный текст является задачей.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи,
с помощью фишек или схем.
Подбирать модель для решения задачи, обосновывать
правильность выбора модели.
Выбирать арифметическое действие для решения задачи.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте,
выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию,
содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице,
для ответа на заданные вопросы.
Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.
Анализировать предложенные варианты решения задачи,
выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи
(верно, неверно).
Конструировать и решать задачи с изменённым текстом,
а также самостоятельно составлять несложные текстовые
задачи с заданной сюжетной ситуацией
(в том числе по рисунку, схеме и пр.)
|
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
|
Взаимное расположение предметов
Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри
|
Характеризовать расположение предмета на плоскости
и в пространстве.
Располагать предметы в соответствии с указанными
требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и
столбцами).
Различать направления
движения: слева направо,
справа налево, сверху
вниз, снизу вверх
|
Осевая симметрия
Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).
Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии
|
Находить на рисунках пары симметричных предметов
или их частей.
Проверять на моделях плоских фигур наличие
или отсутствие у данной фигуры осей симметрии,
используя практические способы
|
Геометрические фигуры
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.
Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.
Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки
|
Различать предметы по форме.
Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях,
окружающих предметах.
Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам).
Различать куб и квадрат, шар и круг.
Называть предъявленную фигуру.
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Разбивать фигуру на указанные части.
Конструировать фигуры из частей
|
Логико-математическая подготовка
|
Логические понятия
Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера
|
Различать по смыслу слова: каждый, все, один из,
любой, какой-нибудь.
Определять истинность несложных утверждений
(верно, неверно).
Классифицировать: распределять элементы множества
на группы по заданному признаку.
Определять основание классификации.
Воспроизводить в устной форме решение логической задачи
|
Работа с информацией
|
Представление и сбор информации-
Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.
Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.
Перевод информации из текстовой формы в табличную.
Информация, связанная со счётом и измерением.
Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур
|
Характеризовать расположение предметов
или числовых данных в таблице, используя слова:
верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты.
Выявлять соотношения между значениями данных в таблице
величин.
Собирать требуемую информацию из указанных источников.
Фиксировать результаты разными способами.
Устанавливать правило составления предъявленной
информации, составлять последовательность (цепочку)
предметов, чисел, фигур по заданному правилу
|
Содержатель
ная линия
|
Учебный материал
|
Требования ФГОС
Планируемые результаты
|
|
Универсальные учебные действия
|
Предметные
|
Знать
|
Уметь
|
Первоначаль
ные представления о множествах предметов
|
Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета.
|
Личностные УУД:
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
-развитие мотивов учебной деятельности и -формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Коммуникативные УУД: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-читать вслух и про себя тексты учебников
Регулятивные УУД:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Познавательные УУД:
-выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
|
Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые.
Форма предмета.
|
сравнивать:
- предметы с целью выделения в них сходства и различия;
- предметы по форме, по размерам (больше, меньше)
|
|
Отношения между предметами и между множествами предметов
|
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.
|
Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.
|
Называть:
- предмет, расположенный левее ( правее ), выше (ниже ) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами.;
|
|
Число и счёт
|
Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.
|
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.
|
Называть:
-числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
Различать:
-число и цифру, знаки арифметических действий (+ , - , ×, : ), шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник
Использовать
микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций
|
|
.Арифметические действия
и их свойства
|
Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания.
Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа.
|
Переместительное свойство сложения;
свойства вычитания.
Понятия:
Условие и вопрос задачи
|
применять:
- свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;
- правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками
решать
текстовые арифметические задачи;
- выполнять табличное сложение и вычитание.
|
|
Таблица сложения в пределах 10
|
Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.
Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений.
|
Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел
Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.
|
Воспроизводить по памяти:
- результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
-результаты табличных случаев вычитания в пределах 10;
|
|
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20
|
Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6.
Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения.
Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия.
Прибавление 7, 8 и 9.
Арифметическая операция, обратная данной.
Вычитание 7, 8 и 9.
|
Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел
Правило сравнения.
Понятие:
арифметическая операция, обратная данной
|
Использовать модели:
- выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
-ориентироваться в окружающем пространстве;
- выделять из множества один или несколько предметов;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- читать, записанные цифрами числа в пределах 20 и записывать эти числа;
- сравнивать множества предметов;
- решать текстовые арифметические задачи;
- выполнять табличное вычитание.
|
|
Осевая симметрия
|
Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.
|
Понятия: осевая симметрия, ось симметрии
|
решать учебные и практические задачи:
-ориентироваться в окружающем пространстве;
использовать в практической деятельности:
-определение оси симметрии с помощью перегибания.
|
|
Количество учебных часов
На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено (4 часа в неделю): 1 класс: 132 часа (из них – практические работы, тестирование - педагогическая диагностика ( стартовая, рубеж, итоговая).
№
|
Тема раздела
|
Практические работы
|
-
|
Первоначальные представления о множестве предметов, свойствах и форме предметов
|
Отмерить и отрезать от катушки ниток нить заданной длины.
Составление фигуры из частей
Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.
Изменять размеры фигур при сохранении других признаков
Находить длину предметов
|
-
|
Отношения между предметами и между множествами предметов
|
-
|
Число и счет
|
-
|
Арифметические действия
|
1.Вычисление с помощью микрокалькулятора.
2.Решение текстовых задач с помощью моделей (фишек)
3.Изображение геометрических фигур с помощью линейки-трафарета, копировальной бумаги, кальки.
|
5.
|
Свойства сложения и вычитания
|
6.
|
Таблицы сложения в пределах 10
|
7.
|
Таблицы сложения однозначных чисел в пределах 20
|
8.
|
Осевая симметрия
|
1.Определение осей симметрии данной фигуры с помощью перегибания.
2.Отображение фигур в зеркале.
|
9.
|
Геометрические фигуры
|
Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки
|
10.
|
Работа с информацией
|
Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.
|
Контроль над результатами знаний.
№ п/п
|
Тема
|
Дата проведения
|
по плану
|
фактически
|
1.
|
Проверочная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20»
|
|
|
2
|
Проверочная работа №2 по теме: «Решение задач на нахождение остатка»
|
|
|
3
|
Проверочная работа №3 по теме: «Решение задач»
|
|
|
4
|
Проверочная работа №4 по теме: «Решение выражений со скобками »
|
|
|
5
|
Проверочная работа №5 по теме: «Решение задач с косвенным вопросом».
|
|
|
6
|
Проверочная работа № 6 по теме: «Симметрия»
|
|
|
7
|
Контрольная работа №1 за первое полугодие.
|
|
|
8
|
Контрольная работа №2 за 1 класс.
|
|
|
9
|
Тест №1 «Таблица сложения однозначных чисел»
|
|
|
10
|
Тест №2 «Табличное сложение и вычитание чисел
в пределах 20»
|
|
|
11
|
Тест №3 «Текстовые задачи в одно действие»
|
|
|
12
|
Тест №4 «Текстовые задачи в два действия»
|
|
|
13
|
Тест №5 «Отработка навыков сложения и вычитания
в пределах 10»
|
|
|
14
|
Тест №6 «Отработка навыков сложения и вычитания в пределах 20» (3 варианта)
|
|
|
15
|
Тест №7 «Симметрия»
|
|
|
16
|
Творческий проект №1 «Как найти дорожку»
|
|
|
17
|
Творческий проект №2 «Симметрия в предметах»
|
|
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
1. Рудницкая В.Н.: программа: 1-4 классы / В.Н. Рудницкая. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Рудницкая В.Н. Математика: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. – 3-е изд., испр. – М.: Вентага-Граф, 2012
2. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
4. Математика. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.Н. Рудницкой, Е.Э.Кочуровой, О.А.Рыдзе.Ч.1,2 / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель. 2010.
6.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – (Оценка знаний).
Для ученика:
1. Рудницкая В.Н. Математика : 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1 / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе, - 4-е изд., перераб.. - М.: Вентана-Граф, 2011 - (Начальная школа XXI века).
2. Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / В.Н. Рудницкая – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011- (Начальная школа XXI века).
3. Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Э. Кочурова. - 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013 – (Начальная школа XXI века)
4. Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Э. Кочурова – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013 – (Начальная школа XXI века).
5. Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №3 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013 – (Начальная школа XXI века).
Технические и наглядные средства обучения
Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM )
Дидактические материалы:
- счетный материал;
- фишки;
- набор геометрических фигур;
- набор “Уголки»;
- схемы;
- набор цифр;
- таблицы сложения чисел в пределах 10, 20;
- дидактические куклы;
- дидактические игры;
- карточки заданий;
- тесты.
Оборудование:
- Учебные столы.
- Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Экран.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов.
1-й уровень – соответствует стандартным (минимальным ) требованиям к математической подготовке первоклассников.
Ученик научится:
- знать названия натуральных чисел от 1 до 20 (включительно) и число 0, уметь записывать эти числа цифрами;
- уметь называть числа 1 – 20 в прямом и обратном порядке;
- уметь пересчитывать предметы и результат выражать числом;
- уметь сравнивать два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»;
- знать названия и обозначения действий сложения и вычитания и использовать эти действия для решения текстовых арифметических задач в одно действие, уметь записывать решение с помощью математических знаков;
- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять табличное вычитание в пределах 20, используя изученные приёмы.
2 – й уровень – соответствует расширенным требованиям, на которые следует ориентироваться при организации дифференцированного обучения (этот уровень может быть достигнут детьми с высокими познавательными возможностями).
Ученик получит возможность научиться:
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих указанным свойством; выполнять действие классификации;
- называть и показывать предмет, расположенный левее (правее), ниже (выше), данного предмета, между двумя предметами;
- сравнивать предметы по размерам, используя практические приёмы;
- определять, в каком из множеств больше (меньше) предметов и на сколько, или предметов в них поровну;
- различать число и цифру;
- выполнять умножение и деление в пределах 20, используя практические приёмы;
- измерять длину предмета (отрезка), записывать результаты измерений в сантиметрах, дециметрах, дециметрах и сантиметрах;
- называть фигуру, изображённую на рисунке: точку, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник;
- различать шар и круг, куб и квадрат, многоугольники ( треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник);
- отмечать на бумаге точку, строить с помощью линейки отрезок;
- находить и показывать на чертеже пары симметричных точек.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики в 1 классе.
Личностными результатами являются:
*готовность способность к саморазвитию;
*заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
*готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
*владение коммуникативными умениями.
- результатами обучения в 1 классе являются:
*владение первичными методами познания окружающего мира( наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, моделирование;
*выполнение учебных действий в разных формах(практические работы, работа с моделями);
*адекватное оценивание результатов своей деятельности;
*готовность слушать собеседника, вести диалог.
Предметными результатами обучения в 1 классе являются:
Ученик получит возможность научиться:
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих указанным свойством; выполнять действие классификации;
- называть и показывать предмет, расположенный левее (правее), ниже (выше), данного предмета, между двумя предметами;
- сравнивать предметы по размерам, используя практические приёмы;
- определять, в каком из множеств больше (меньше) предметов и на сколько, или предметов в них поровну;
- различать число и цифру;
- выполнять умножение и деление в пределах 20, используя практические приёмы;
- измерять длину предмета (отрезка), записывать результаты измерений в сантиметрах, дециметрах, дециметрах и сантиметрах;
- называть фигуру, изображённую на рисунке: точку, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник;
- различать шар и круг, куб и квадрат, многоугольники ( треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник);
- отмечать на бумаге точку, строить с помощью линейки отрезок;
- находить и показывать на чертеже пары симметричных точек.
Называть:
- предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
- числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
- число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
- фигуру, изображённую на рисунке ( круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок).
Воспроизводить по памяти:
- результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
- результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.
Различать:
- число и цифру;
- знаки арифметических действий (+, -, *, : );
- шар и круг, куб и квадрат;
- многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник.
Сравнивать:
- предметы в целях выявления в них сходства и различия;
- предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
- два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на».
Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
- выкладывать или изображать фишки для выбора нужного арифметического действия при решении задач;
- изображать с помощью стрелок ( графов с цветными рёбрами) отношения между числами (величинами).
Применять:
- свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;
- правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;
- калькулятор в целях самоконтроля при выполнении вычислений.
Решать учебные и практические задачи:
- выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- читать числа в пределах 20, записанные цифрами, и записывать цифрами данные числа;
- определять, в каком из множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько – в другом;
- решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
- выполнять табличное вычитание изученными приёмами;
- измерять длину предмета с помощью линейки;
- изображать отрезок заданной длины;
- отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
- находить и показывать пары симметричных точек в данной осевой симметрии;
- определять ось симметрии фигуры путём её перегибания.
Способы и формы оценивания образовательных результатов
Оценка достижений учащихся.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика ( стартовая, рубеж, итоговая)
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить уровень усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.
Сроки проведения педагогической диагностики:
I этап – 2-я неделя сентября ( стартовая диагностика);
II этап – коней 2-ой четверти ; ( завершение букварного периода)
III этап – 4- я четверть, конец апреля- начало мая ( итоговая диагностика).
По результатам диагностики отслеживается успешность обучения в 1 классе.
|